Хоровод для прибыли

Подписаться на обновления

Эффективный поиск работы | Управляем карьерой | Заработок | Свой бизнес | Удаленная работа | Психология | Персонал | Социальные аспекты | Прочее

В объявлениях о вакансиях обычно значится стандартное: должность, уровень зарплаты, социальный пакет… К этому перечню следовало бы добавить: отправление корпоративных ритуалов обязательно. Работал я в одной конторе, вспоминает системный администратор, не пожелавший огласить ни свое имя, ни название компании, с интереснейшей заморочкой. Каждое утро весь личный состав собирался на молитву. Не православную, не католическую, не магометанскую в ней упоминались Христос, Будда, Кришна и Перун. Наверное, директор эту религию сам выдумал исключительно для демонстрации лояльности сотрудников. И ничего, демонстрировали. То, что анонимный сисадмин называет заморочкой, любой специалист по корпоративной культуре обозначит как ритуал. Из того, что корпоративная культура за последние пять-семь лет стала модной темой семинаров, тренингов и газетных публикаций, еще не следует, что раньше ее не было. Была со всеми вытекающими из нее планерками, пятиминутками и проработками на профсоюзных собраниях. Корпоративные ритуалы тоже были. Собственно, как ритуалы вообще, которые, согласно энциклопедии, есть стандартные формы поведения особей одного вида при их взаимодействии в строго определенных ситуациях. В чем смысл Одна из целей ритуала предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров. С перечисленными задачами прекрасно справляются и корпоративные ритуалы как формальные, так и неформальные. Любопытно, что там, где руководство пренебрегает формальной ритуалистикой (не заставляет сотрудников петь гимны по утрам и выполнять ритуал отпрашивания с работы по вечерам), пышным цветом цветут ритуалы неформальные (утренние кофепития, пятничные выпивки, перекуры). И наоборот. Так, в компании Агроторг, владеющей сетью универмагов Пятерочка, большинство руководства бывшие военные. Вероятно, по этой причине корпоративные ритуалы Пятерочки родом из армии. Помимо флага и гимна это еще и так называемый текст утреннего настроя своеобразная корпоративная молитва. По мнению руководства компании, все перечисленное помогает сотрудникам работать в напряженном ритме (кассир Пятерочки, согласно правилам, должен обслужить 60 клиентов в час) и не только не сойти с ума, но и сохранить должную дисциплину. Замечено, что в компаниях, сотрудников которых набирают не из случайных людей, а ищут среди единомышленников, ритуальный формализм сведен к минимуму. Мы даже не отмечаем День защиты окружающей среды или День Земли, хотя могли бы, рассказывает сотрудник Гринпис Вадим Кантор, а Рождество, дни рождения или Восьмое марта обязательно и по доброй воле. Выпивка и спорт обязательны Скучным духом формализма можно пропитать любой, даже самый приятный корпоративный ритуал. На моей прошлой работе, вспоминает москвич Николай, было обязательным посещение корпоративных мероприятий с непременным употреблением алкоголя: ежели не пьешь, значит, что-то затаил. Нарушение правила могло стать причиной увольнения. Или вот еще пример формализма: топ-менеджеры ММК (Магнитогорского металлургического комбината) раньше в обязательном порядке плавали в бассейне, а теперь отправляются на горнолыжную трассу, где сдают зачет генеральному директору. Или взять модный нынче веревочный тренинг и прочие тимбилдинги, когда сотрудников вывозят за город, заставляют лазить по деревьям и падать спиной назад прямиком на руки коллег считается, что именно этот кульбит развивает невероятное доверие между коллегами. Вот как отзывается о подобном мероприятии его непосредственный участник, сотрудник одной из крупных компаний, занятых информационным бизнесом: Все делают счастливые лица и играют в бредовые игры. Тренеры позиционируют это как нечто важное, а сотрудники воют. И все это продолжается три дня, два из которых выходные. На третий день я все это начал откровенно саботировать. Однако тем же самым можно заниматься добровольно и с удовольствием. Например, в московской компании Аква Лого весь руководящий состав увлекается горным туризмом и рафтингом, а подчиненных подбирают среди друзей по интересам. Выходные, праздники или отпуска сотрудники Аква Лого почти всегда проводят в походных условиях, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. А командный дух при этом развивается естественным образом. Инициация и хоровод Социальные антропологи считают, что существует всего четыре типа ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические. Почти любой корпоративный ритуал прекрасно укладывается в эту типологию. Календарные ритуалы самые незыблемые благодаря своей привязке к конкретным датам. Из формальных: это празднование годовщины основания компании, новогодние корпоративные вечеринки, празднование дня рождения шефа. Из неформальных: выпивка в кругу коллег по тем же самым поводам, но абсолютно добровольная. Переходные ритуалы ими обставляется переход человека в иное качество, смена статуса. Часто сопровождается испытанием, в процессе которого человек должен доказать свое соответствие новому статусу. В корпоративной культуре к переходным ритуалам можно отнести процедуру собеседования, где проверяют не только знания соискателя, но и испытывают его на прочность. Особенно это актуально для так называемого шокового собеседования. Если соискатель с честью выдержит вопросы о личной жизни, испытание на полиграфе и не упадет при этом со сломанного стула (который является одним из атрибутов шокового собеседования), инициацию следует считать успешно пройденной. К формальным переходным ритуалам относятся исполнение гимна компании и даже отмечание посредством магнитной карточки или записи в журнале о явке на работу. Благодаря этому сотрудники осознают, что из статуса свободных людей переходят в статус наемных работников. Иногда переходные ритуалы приходится отправлять, просто перемещаясь внутри компании: так, в питерской компании Картинформ, заходя в кабинет начальника, следовало обуваться в специальные тапочки. Магические ритуалы самые древние и самые живучие. В корпоративной культуре магический оттенок приобретают переходные ритуалы начала рабочего дня. Особенно в компаниях, специализирующихся на сетевом маркетинге. Например, по свидетельству одного анонимного участника ритуального действа, рабочий день в их компании начался с круга благодарения, когда сотрудники водили своего рода магический хоровод. Кризисные ритуалы. По мнению доктора исторических наук, профессора факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Альберта Байбурина, ритуал наиболее действенный и единственно возможный способ переживания человеком критических жизненных ситуаций. Кризисный ритуал в масштабах государства это обращение его главы к народу. В масштабах отдельно взятой компании обращение ее главы к сотрудникам с просьбой затянуть пояса, поработать сверхурочно, отказаться от отпуска или… добровольно уволиться. Сюда же относятся мозговые штурмы, желательно с привлечением кризис-менеджера, а также уже упомянутые тренинги персонала. Все в баню Возможно, нашим руководителям следует брать пример с их французских коллег, которые, как сообщает французская La Tribune, предлагают своим подчиненным разнообразные приятные варианты корпоративного времяпрепровождения. Так, в честь пятилетия ИТ-компании Cilaos ее руководитель Серж Холл отправил своих подчиненных в спа-центр. Там айтишники посидели в джакузи, погрелись в хаммаме, расслабились в массажном и преобразились в косметическом кабинетах. Сначала мужчины а их в компании большинство отнеслись к затее с некоторой настороженностью, рассказывает глава компании, но я хотел, чтобы мои сотрудники пережили незабываемые моменты и получили ни с чем не сравнимые ощущения, отличающиеся от традиционных командных игр team building. Серж Холл не одинок в своей инициативе: корпоративные визиты обеспечивают 30% торгового оборота французских спа-салонов. Более того, коллективные походы за удовольствиями стали частью маркетинговой тенденции, получившей название art de vivre искусство жить. По мнению Марилин Пассини, директора консалтинговой компании Proame, необходимо предлагать сотруднику то, что его может заинтересовать, например, гурманство, возвращение к природе. Возможно, в компаниях в скором времени войдут в практику посещения сельских хозяйств, прохождение курсов садоводства… А сейчас сотрудники некоторых французских компаний с удовольствием учатся за счет руководства на кулинарных курсах и даже создают коллективные живописные полотна. Именно работой над фреской 300 нотариусов компании Monassier отметили приближение нового 2006 года. Приживутся ли подобные новации у нас? Почему бы и нет. Но только неизвестно, как отреагируют на них наши менеджеры, если походы к косметологу или на кулинарные курсы станут обязательными, а отказ от них будет грозить увольнением. В том, что иные руководители российских компаний организуют эти посещения именно таким образом, сомневаться не приходится.

Автор:

Тегов нет


Оцените статью
Поиск вакансий и резюме, как правильно составить: примеры и образцы